Главная » Война в Украине » Казни и пытки российскими солдатами мирных граждан Украины

Казни и пытки российскими солдатами мирных граждан Украины

28 май 2022, Суббота
Расследование военных преступлений Human Rights Watch
По данным правозащитной организации Human Rights Watch в Киевской и Черниговской областях Украины во время оккупации российскими военными, происходили нарушения прав человека и военные преступления. В подвале котельной содержались 20 мирных граждан Украины, троих из них убили российские военные.

"В 17 селах и небольших городах Киевской и Черниговской областей, которые Хьюман Райтс Вотч посетила в апреле, было расследовано 22 казни, 9 других незаконных убийств, 6 возможных насильственных исчезновений и 7 случаев пыток. Двадцать один мирный житель рассказал о незаконном содержании в бесчеловечных и унижающих достоинство условиях", - пишет Human Rights Watch.

"Эти незаконные действия в отношении гражданских лиц являются очевидными военными преступлениями, которые должны быть оперативно и беспристрастно расследованы и надлежащим образом преследоваться",- сказал Георгий Гогия, ассоциированный директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии.

Расследование военных преступлений Human Rights Watch
Гражданские лица рассказывали, что российские войска держали их в течение нескольких дней или недель в грязных и удушливых условиях на таких объектах, как подвал школьного здания, комната на заводе по производству окон и яма в котельной. Практически без еды, без воды и без доступа к туалетам. В городе Яхидне российские войска удерживали в подвале школы более 350 жителей деревни, в том числе по меньшей мере 70 детей, 5 из которых были младенцами, в течение 28 дней, серьезно ограничивая их возможность покинуть даже ненадолго. Не было ни воздуха, ни места, чтобы лечь, и людям приходилось использовать ведра для туалетов.

В Дымере российские силы удерживали несколько десятков человек с завязанными глазами и наручниками на молнии в течение нескольких недель в комнате площадью 40 квадратных метров на городском заводе по производству окон, с небольшим количеством еды и воды, а также ведрами для туалетов.

Human Rights Watch задокументировала семь случаев пыток, когда российские солдаты избивали задержанных, применяли электрошок или проводили инсценировки казней, чтобы заставить их предоставить информацию. “Они приставили винтовку к моей голове, зарядили ее, и я услышал три выстрела”, - сказал один человек с завязанными глазами. “Я тоже слышал, как падают на землю гильзы, и подумал, что это все для меня”.

Хьюман Райтс Вотч задокументировала девять случаев, когда российские войска стреляли и убивали мирных жителей без очевидного военного оправдания. Например, днем 14 марта, когда российская колонна проходила через село Мохнатин к северо-западу от Чернигова, солдаты застрелили 17-летних братьев-близнецов и их 18-летнего друга.

Казни мирного населения

Human Rights Watch задокументировала 32 явных  казни российскими войсками в Киевской и Черниговской областях, в том числе 10 в предыдущем докладе о Буче. Казни, независимо от статуса жертвы как гражданского лица, военнопленного или иным образом как захваченного комбатанта, являются серьезными нарушениями законов войны. Любой, кто приказывает или совершает суммарные казни, несет ответственность за военные преступления.

Киевская область, Андреевка

66-летняя Анастасия Андреевна, мать 45-летнего Игоря Саврана, живет в селе Андреевка, в 40 км к северо-западу от Киева. Она рассказала, что, когда 26 февраля российские войска взяли этот район под свой контроль, они пришли к ней домой, конфисковали мобильные телефоны у нее и ее сына и угрожали убить любого, у кого останется работающий телефон.

Расследование военных преступлений Human Rights Watch
Она дала им старый телефон и спрятала новый рабочий телефон. 19 марта к ее двери подошли офицер и солдат, требуя, чтобы она их впустила. Они сказали, что у них есть устройство, которое фиксирует использование мобильного телефона в этом районе. Командир отвел ее в одну комнату искать телефон, а солдат потащил сына на летнюю кухню во дворе. Анастасия Андреевна слышала, как солдат нашел у Саврана старую военную шинель времен его службы в Национальной гвардии 1993 года и начал по ней стрелять. Командир приказал ей оставаться в доме следующие 30 минут, "не шевелясь", и ушел с солдатом, забрав сына с собой.

В ночь на 30 марта российские войска вышли из Андреевки. Наутро Анастасия Андреевна впервые за несколько недель ушла из дома в надежде найти сына. Примерно в 100 метрах от своего дома она узнала кроссовки своего сына с красной полосой, торчащие из двери сарая. Она сказала:

Он лежал там в позе эмбриона, заложив руки под голову, а куртка была накинута на плечи. Он был ранен в ухо, его лицо было залито кровью. Рядом с ним лежал его лучший друг (Владимир Пожарников); он также был застрелен. Его ноги были согнуты в неестественном положении.

Отчим 23-летнего Антона Ищенко рассказал, что российские войска пришли к ним домой в Андреевку и взяли Ищенко 3 марта. Антон несколько лет назад служил в украинских вооруженных силах. Семья нашла его тело в поле на окраине села 31 марта, на следующее утро после того, как российские войска покинули этот район. Состояние тела Антона отчим сообщить отказался, но сказал, что его должны опознать по одежде.

Село Мотыжин Бучанский район Киевской области

4 апреля сотрудник Human Rights Watch в селе Мотыжин, расположенном примерно в 50 километрах к западу от Киева, увидел тело женщины, которую власти идентифицировали как мэра, 51-летнюю Ольгу Сухенко, а также тела ее мужа Игоря и сына Александра. Рядом лежало четвертое тело - неопознанный мужчина, глаза которого были заклеены скотчем, а глаза застегнуты на молнию, что указывало на то, что он, возможно, был связан. В его голове была большая дыра.

Четыре человека, по-видимому, были казнены без суда, но Human Rights Watch не смогла подтвердить обстоятельства их смерти. Пятый труп, неопознанный мужчина с синяками и другими отметинами, был найден в колодце рядом с братской могилой на том же участке. Хьюман Райтс Вотч обнаружила доказательства того, что российские войска оккупировали этот район в течение длительного периода, включая выброшенные и частично потребленные продукты питания и одежду, которые носили российские войска.

Черниговская область Новый Быков

Житель села Новый Быков, которого российские войска удерживали вместе с примерно 20 другими в котельной, рассказал, что 30 марта, за день до вывода российских войск, несколько солдат пришли в котельную и сказали, что у них есть приказ казнить 8 задержанных, и спросили, есть ли "добровольцы". Когда никто не вышел вперед, они забрали восемь человек.

На следующий день, после вывода российских войск, сельчанин нашел тела двух из восьми мужчин примерно в 50 метрах от котельной с разбитыми головами. Он сказал, что слышал, что тело третьего задержанного также было найдено немного дальше. Human Rights Watch  не располагает информацией о том, что случилось с остальными пятью мужчинами.

Черниговская область Старый Быков

27 февраля российские войска задержали по меньшей мере шестерых человек в селе Старый Быков. Виктория Гладкая, мать одного из мужчин, рассказала, что она укрывалась в семейном подвале, когда российские войска забрали ее сына Богдана, 29 лет, и шурина Александра Могилчука, 39 лет, из их двора. Они курили сигареты, только что поднявшись из подвала. Богдан работал на почте, изучая менеджмент в Киеве, а Могилчук - на стройке. На следующий день после похищения Гладкая увидела их трупы и еще четверых в поле.

Human Rights Watch задокументировала эти убийства в телефонном интервью с Гладкой сразу после того, как российские войска вышли из села. Сотрудник Human Rights Watch 16 апреля отправился в Старый Быков и поговорила с Гладкой, которая рассказала, что после ухода российских войск украинские правоохранители эксгумировали тела погибших.

Экспертиза показала, что у ее сына было сломано несколько ребер, а также ножевое ранение в сердце и выстрел в голову. У Могилчука было ножевое ранение около сердца и перерезана шея. Гладкая также назвала имена других мужчин, найденных мертвыми:
  • Александр Василенко, 39 лет;
  • 46-летний Владимир Путята;
  • 32-летний Игорь Явон;
  • 33-летний Олег Явон.


Черниговская область Яхидне

В селе Яхидне российские войска удерживали более 350 жителей деревни в подвале школьного здания в течение 28 дней, серьезно ограничивая их возможность покинуть город даже на короткое время. Валерий Полруй, член местного совета из Яхидне, сказал, что житель села Виктор Шевченко был застрелен 3 марта, в день прибытия российских войск в село. Полруй сказал, что один из солдат сказал ему, что Шевченко застрелили, потому что он был майором вооруженных сил Украины, что, по его словам, не соответствует действительности.

Тело Шевченко было найдено месяц спустя, похороненное в его собственном дворе. Украинские правоохранители эксгумировали тело Шевченко и провели судебно-медицинскую экспертизу. Полруй заявил, что судебно-медицинская экспертиза показала, что Шевченко был убит выстрелом в голову.

Тела двух мужчин, которые посещали Яхидное, были найдены в подвале 6 или 7 марта. Сельский житель, который видел тела, сказал, что их руки были связаны за спиной и что у каждого было два пулевых ранения - в голову и в спину. Обоим было за 40.

Петр Толочин, в свои 50 лет, считался отставным подполковником, у которого был дом отдыха в Золотинке, примерно в 6 километрах от Яхидного. Одна из женщин, которую держали в подвале школы и которая сидела рядом с дверью, в которой были трещины, рассказала, что видела, как бронетранспортер привез Толочина, покрытого одеялом, на школьный двор. Она видела, как российские солдаты поставили его на колени и допрашивали, а затем бросили в котельную на другой стороне школьного двора.

На следующий день солдаты привели его в подвал, но на следующее утро забрали, якобы для того, чтобы отвезти в больницу. Еще один житель села в подвале, который сказал, что хорошо знал Толочина и узнал его там, сказал, что тело Толочина было обнаружено после вывода российских войск 31 марта. 17 апреля Хьюман Райтс Вотч посетила школу и увидела мешок для трупов. Житель села, который опознал тело Толочина, сказал, что у него были огнестрельные ранения в висок и левую ногу.

Черниговская область Михайло-Коцюбинское

4 марта российские войска задержали 38-летнего Олега Прохоренко в городе Михайло-Коцюбинское. Он якобы использовал свой телефон, чтобы снимать передвижение российских войск и предоставлять информацию украинским силам. Свидетели заявили, что видели, как Прохоренко после задержания рыл окопы для российских солдат, что является нарушением законов военного времени. Потом его неделями никто не видел. Его тело было найдено 8 апреля в близлежащем лесу, расстреляно и похоронено. Судебно-медицинская экспертиза в деле Human Rights Watch говорит, что у него было огнестрельное ранение в голову с переломом черепа и разрушением мозга.

Незаконные убийства мирных жителей Украины

Human Rights Watch задокументировала девять случаев явно незаконных убийств гражданских лиц российскими войсками в Черниговской области. Стороны вооруженного конфликта, включая оккупационные силы, не могут нападать на гражданских лиц, если они непосредственно не участвуют в боевых действиях. Стороны должны сделать все возможное, чтобы убедиться, что целями являются военные объекты, такие как солдаты, оружие и военная техника.

14 марта, между 13:00 и 14:00 часами, когда российская колонна проходила через село Мохнатин, солдаты застрелили 17-летних братьев-близнецов Евгения и Богдана Самодий и их друга Валентина Якимчука, 18 лет. Евгений и Богдан проходили профессиональную подготовку, чтобы стать электриками, а Якимчук был студентом 1 курса Черниговского университета.

Сестра близнецов Таня и другие свидетели говорили, что русские войска не занимали Мохнатин. Таня сказала по телефону, что в тот же день около Мохнатина была атакована российская колонна, и машины разбрелись по разным деревням, в том числе и по Мохнатину.

Таня, которая жила на главной дороге, сказала, что ее братья и Якимчук рано утром уехали к другу. Она была дома, когда услышала грохот автоколонны, направлявшейся из центра села по главной дороге к ее дому. После выстрелов она сразу побежала в центр села и увидела на дороге около 10 российских военных машин, в том числе бронетранспортеры, машины с ракетами и грузовик с бензином.

Когда она приехала на место происшествия, соседи сказали ей позвать родителей. Когда она вернулась с ними, они увидели тела троих на земле. Евгений и Якимчук погибли. По словам очевидцев, у Якимчука оторвало половину головы, а Евгения ранило в грудь. Богдан был ранен в живот и до сих пор жив. Его мать и ее партнер отвезли его в черниговскую детскую больницу, но Богдан умер до приезда в больницу.

4 марта в селе Новая Басань российские солдаты застрелили 14-летнего Дмитрия Соловея, который гонял футбольный мяч на детской площадке возле своего дома. Его брат, 30-летний Сергей, который видел, как Дмитрий играет, вышел на улицу, чтобы привести его, но также был застрелен и ранен в ногу. Сергею удалось доползти до соседского дома и получить первую помощь. Он не мог обратиться за профессиональной медицинской помощью, пока украинские силы не восстановили контроль над районом 31 марта. Их мать Анжела Соловей 10 мая заявила, что Сергей остается в больнице, и его выздоровление займет несколько месяцев.

28 февраля, также в Новой Басане, российские солдаты, по-видимому, выстрелили в голову Николаю Кучерине, около 40 лет, когда он проходил мимо их поста. Глава администрации села сказал, что, хотя семья знала о смерти Кучерины, его тело оставалось там в течение месяца, так как российские войска не позволили его родителям забрать его.

Трое жителей села Левковичи сообщили, что около 6 часов вечера 28 февраля российские войска вошли в село и застрелили четырех мужчин – Александра Орышко, Александра Деркача, Ярослава Вараву и Сергея Нимченко - в центре села. Жители заявили, что мужчины были безоружны и что каждый из них получил множественные пулевые ранения.

Полный доклад вы можете прочитать на сайте Human Rights Watch.

Другие источники о военных преступлениях


Военные преступления в Украине
Вся вышеописанная ситуация в Украине подтверждается другими авторитетными источниками. О военных преступлениях российских вооруженных сил пишет "Радио Свобода" и издание "The Wall Street Journal".
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать

0